Создание на приходе условий для духовного просвещения детей подразумевает:
- развитие духовной жизни детей;
- наставление их в вере (вероучение);
- межличностное взаимодействие и иерархию отношений;
- инфраструктуру (комплекс взаимосвязанных структур и объектов, описывающих пространственные и временные условия жизни детей в церкви);
- благоприятный эмоциональный фон.
Деятельность приходской общины должна быть правильно организована с учетом содержания всех условий в их комплексном сочетании. Только в этом случае она становится оптимальной для духовного просвещения, приобретения навыка жизни в любви и святости[19].
Кроме того, выполнение всех условий позволяет обеспечить планирование и контроль этой деятельности.
1. Развитие духовной жизни детей
Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопрос: «Какой должна быть духовная жизнь ребенка и как можно помочь ему в ее развитии?»
Содержание вопроса включает в себя следующие понятия:
- вера как опыт жизни в Боге, доверие и верность Ему;
- личные отношения и живое общение[20]с Богом в молитве;
- благочестие, то есть стремление к добродетелям и борьба со страстями.
Попечение о духовной жизни детей должно быть целостным (направленным на ум и сердце ребенка) и предполагает:
- Получение детьми сведений об отношениях с Богом, влияющих на формирование и развитие их духовной жизни.
- Научение детей основам духовной жизни.
- Введение детей в литургическую жизнь.
2. Наставление детей в вере (вероучение)
Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопрос: «Каким образом происходит наставление детей в вере?»
Наставление детей в вере понимается в широком смысле: оно совершается не только в форме специализированных занятий, но и во всех групповых и индивидуальных делах. Дети учатся жить в Боге и перенимают опыт веры, погружаясь в жизнь прихода и взаимодействуя с членами общины.
Наставление в вере детей осуществляется на приходе и за его пределами в различных формах:
- учебная деятельность;
- досуговая деятельность внутри прихода и вне его;
- организация служения.
Наставление в вере в форме учебной деятельности должно опираться на требования, изложенные в одобренном на заседании Высшего Церковного Совета 23 ноября 2017 г. документе «Техническое задание (рекомендации) по разработке Единого учебно-методического комплекса для воскресных школ Русской Православной Церкви».
3. Межличностное взаимодействие и иерархия отношений
Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопросы:
- Кто взаимодействует с детьми на приходе?
- Какие требования предъявляются к участникам этого взаимодействия?
- Какова иерархия этого взаимодействия?
Эта область описывает взаимодействие и функциональную ответственность всех участников среды, направленной на духовное просвещение детей: духовенство, семьи, специально поставленные на служение детям наставники (педагоги), другие члены приходской общины.
Данный раздел предполагает описание следующих компонентов:
- Иерархия и функционал участников среды.
- Взаимодействие членов общины в контексте попечения о детях.
- Дети как ключевые участники среды духовного просвещения.
- Взаимодействие пастыря с ребенком и его семьей.
- Взаимодействие всех участников среды с семьей.
- Требования к личным качествам наставников.
Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопросы:
- В каком пространстве происходит взаимодействие с детьми?
- В какое время дети имеют возможность воспользоваться инфраструктурой прихода?
- Место нахождения детей:
– во время занятий и встреч;
– во время богослужения;
– во время проведения досуга.
- Ребенок должен иметь возможность приходить в Церковь в любое время и находить там для себя комфортное, безопасное пространство. Приходская среда должна быть открыта для времени:
– участия в вероучительных и иных занятиях;
– участия в культурно-досуговых мероприятиях;
– свободного пребывания поодиночке или друг с другом.
5. Благоприятный эмоциональный фон
Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопрос: «Какой эмоциональный фон для взаимодействия с детьми на приходе создается?»
Приходская среда не должна быть агрессивной, враждебной, закрытой:
- в отношениях детей друг к другу;
- в отношениях наставников по отношению к детям (и наоборот);
- в отношениях прихожан к детям.