Концепция развития

Создание на приходе условий для духовного просвещения детей подразумевает:

  • развитие духовной жизни детей;
  • наставление их в вере (вероучение);
  • межличностное взаимодействие и иерархию отношений;
  • инфраструктуру (комплекс взаимосвязанных структур и объектов, описывающих пространственные и временные условия жизни детей в церкви);
  • благоприятный эмоциональный фон.

 

Деятельность приходской общины должна быть правильно организована с учетом содержания всех условий в их комплексном сочетании. Только в этом случае она становится оптимальной для духовного просвещения, приобретения навыка жизни в любви и святости[19].

Кроме того, выполнение всех условий позволяет обеспечить планирование и контроль этой деятельности.

 

1.    Развитие духовной жизни детей

Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопрос: «Какой должна быть духовная жизнь ребенка и как можно помочь ему в ее развитии?»

Содержание вопроса включает в себя следующие понятия:

  • вера как опыт жизни в Боге, доверие и верность Ему;
  • личные отношения и живое общение[20]с Богом в молитве;
  • благочестие, то есть стремление к добродетелям и борьба со страстями.

Попечение о духовной жизни детей должно быть целостным (направленным на ум и сердце ребенка) и предполагает:

  1. Получение детьми сведений об отношениях с Богом, влияющих на формирование и развитие их духовной жизни.
  2. Научение детей основам духовной жизни.
  3. Введение детей в литургическую жизнь.

 

2.    Наставление детей в вере (вероучение)

Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопрос: «Каким образом происходит наставление детей в вере?»

Наставление детей в вере понимается в широком смысле: оно совершается не только в форме специализированных занятий, но и во всех групповых и индивидуальных делах. Дети учатся жить в Боге и перенимают опыт веры, погружаясь в жизнь прихода и взаимодействуя с членами общины.

Наставление в вере детей осуществляется на приходе и за его пределами в различных формах:

  • учебная деятельность;
  • досуговая деятельность внутри прихода и вне его;
  • организация служения.

Наставление в вере в форме учебной деятельности должно опираться на требования, изложенные в одобренном на заседании Высшего Церковного Совета 23 ноября 2017 г. документе «Техническое задание (рекомендации) по разработке Единого учебно-методического комплекса для воскресных школ Русской Православной Церкви».

 

3.   Межличностное взаимодействие и иерархия отношений

Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопросы:

  • Кто взаимодействует с детьми на приходе?
  • Какие требования предъявляются к участникам этого взаимодействия?
  • Какова иерархия этого взаимодействия?

Эта область описывает взаимодействие и функциональную ответственность всех участников среды, направленной на духовное просвещение детей: духовенство, семьи, специально поставленные на служение детям наставники (педагоги), другие члены приходской общины.

Данный раздел предполагает описание следующих компонентов:

  1. Иерархия и функционал участников среды.
  2. Взаимодействие членов общины в контексте попечения о детях.
  3. Дети как ключевые участники среды духовного просвещения.
  4. Взаимодействие пастыря с ребенком и его семьей.
  5. Взаимодействие всех участников среды с семьей.
  6. Требования к личным качествам наставников.

 

4.   Инфраструктура

Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопросы:

  • В каком пространстве происходит взаимодействие с детьми?
  • В какое время дети имеют возможность воспользоваться инфраструктурой прихода?
  1. Место нахождения детей:

во время занятий и встреч;

во время богослужения;

во время проведения досуга.

 

  1. Ребенок должен иметь возможность приходить в Церковь в любое время и находить там для себя комфортное, безопасное пространство. Приходская среда должна быть открыта для времени:

участия в вероучительных и иных занятиях;

участия в культурно-досуговых мероприятиях;

свободного пребывания поодиночке или друг с другом.

 

5.   Благоприятный эмоциональный фон

Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопрос: «Какой эмоциональный фон для взаимодействия с детьми на приходе создается?»

Приходская среда не должна быть агрессивной, враждебной, закрытой:

  • в отношениях детей друг к другу;
  • в отношениях наставников по отношению к детям (и наоборот);
  • в отношениях прихожан к детям.